Элегантные люди идут по жизни изящно. Закон бутерброда на них не распространяется: не то что маслом вниз ≈ бутерброд у них не падает вовсе. Такое впечатление, что им никогда не доводилось неловким движением опрокидывать стул или смахивать чашку со стола. Для них нет такой проблемы ≈ случайно разбить чью-нибудь любимую вазочку, посадить винное пятно на белоснежную скатерть и жирное ≈ себе на брюки. Если же ≈ о, и на старуху проруха! ≈ если допустить на минуту, что подобное все-таки произойдет, нетрудно представить, как они поведут себя в таком случае. Они совершат жест, исполненный простоты и благородства. Слон же в посудной лавке не только крушит предметы, но и не умеет извиниться. И притом обязательно порежется осколками и перепачкает все кровью, по поводу чего ему становится особенно неудобно. У элегантного же человека не бывает на пальце пластыря. Даже шаги его звучат иначе ≈ человек элегантный шествует мягко и почти неслышно. Разговор его легок и остроумен. Кажется (хотя на поверку это не более чем иллюзия), что такие люди, сколь бы их экстерьер ни отличался от фотомодельных идеалов, пользуются особым вниманием противоположного пола. Но это не самое удивительное ≈ точнее, это совсем и неудивительно. Удивительно, что с такими людьми дружат вещи. Не только предметы одежды, которые всегда ╚идут╩, будто бы человек одним прикосновением своего тела облагораживает готовое платье. Вещи вообще и технические приспособления особенно.
Сколько на свете технических мелочей, отравляющих быт простого смертного! В маршрутке всегда найдется железяка, измазанная густой черной субстанцией, ≈ влезая, схватишься за нее. Едва ли не каждая вторая дверная ручка расположена таким образом, что, закрывая дверь, рискуешь пребольно прищемить себе пальцы. Сами же двери будто специально вешают, чтобы удариться самому или пришибить ближнего. Всякую минуту мы рискуем за что-нибудь зацепиться, уколоться ≈ да ладно, что там, главное ≈ невзначай не сломать что-нибудь! Особенно в чужом доме или в публичном месте. Все это ≈ неэлегантно. Но разве только неуклюжесть тому виной? Виноваты бывают и сами вещи, точнее ≈ их изобретатели и устроители их порядка. Это они ответственны за опасные ручки, хлипкие крючки и уставленные хрупкими безделушками книжные полки. Самые чуткие среди хозяев извещают гостя об опасности (╚У нас тут стекло выпадает╩) ≈ предупрежденный хотя бы знает, откуда ждать подвоха.
Детям простительно больше, потому что некоторая неизящность, несовершенство владения своим телом присущи им естественным образом. Ругают их, скорее, за невнимание: не потянулся бы, забыв обо всем, так и не своротил бы ничего на пол. Подумал бы хорошенько ≈ не разбил бы коленей. Но, кроме внимания и самоконтроля, для успешной жизни в мире неэлегантных устройств нужно кое-что еще. Ибо устройства, заметим, делятся на дружелюбные и злокозненные. Вторые так и норовят подстроить пользователю сюрприз. Секреты их эксплуатации чужаку неведомы.
Ударить сбоку по телевизору, чтобы наладилось изображение, и ╚выйти и снова войти╩, чтобы компьютер заработал, ≈ навыки, так сказать, высокотехнологичные. Про них ничего не сказано в инструкциях, но оно и понятно ≈ обо всем не проинструктируешь. Можно, правда, справиться у людей искушенных ≈ вроде тех, что на подмогу домохозяйкам пишут книги ╚1000 полезных советов╩. Советы, однако, применимы лишь к типовым ситуациям. А ведь сколько специфических ≈ и абсолютно элементарных ≈ хитростей применяем мы на каждом шагу, даже не задумываясь! Потому что вещи ≈ наши, а пространство ≈ свое. Мы-то знаем, где нагнуть голову, чтобы не впилиться впотьмах виском в висящий велосипед. Берегитесь, гости.
Если бы элегантные люди с младых ногтей жили в заботливом мире дружелюбных вещей, все было бы ясно. А так они ≈ загадка...
Илья УТЕХИН