Антропология повседневности: Кто первый начал?

Про ╚принцип принципа╩ и ╚любовь у стенки╩ (см. предыдущие статьи нашей рубрики) получилось, увы, к месту ≈ еще и, так сказать, геополитически. Оно и без Америки было бы к месту: обсуждая дела семейные и коммунальные, мы берем их в качестве ближайшего примера мироустройства ≈ а погляди вокруг, так и других примеров сыщется в избытке. Мы ведь и сами горазды разобраться с каким-нибудь младшим южным братом по-свойски, врезать ему за террористические происки и печатание фальшивых авизо. Помните, рвом его окапывать вроде бы собирались, пока он сидит в общем сортире, да получилась, как всегда, целая операция, с размахом в национальном духе, даром что проказник в горы удрал ≈ попробуй теперь добомби его как следует.

Так вот, и на всемирной коммунальной кухне опять скандал: сосед бушует, будучи уязвлен анонимной бандитской выходкой. И ведет себя ровно так, как в коммуналке принято: дескать, это квартирное хулиганство искореню, не посмотрю на личности, разойдись! Ни товарищеского суда, ни участкового милиционера привлекать не желает, а готовится биться с другим соседом, злобным, но щупленьким, лыжной палкой и прямо сейчас ≈ а кто его, зловредного, укроет в своей комнате, тоже получит. Выходи, говорит, подлый трус (точно так и говорит). Его мало заботит, что между тем уж начался очередной цикл подсыпания соли друг другу в кастрюли и установки капканов в местах общего пользования. Ведь на этот раз ему не терпится врага не просто проучить (знать бы, кстати, которого конкретно, квартира-то многонаселенная, наркоманов и всяких черных тут понаехало, все на одно лицо) ≈ а пронзить его насквозь, насмерть и навсегда. Чтоб и другим неповадно. Важно не промахнуться, хотя и в том беды не будет: кто не с нами, тот, как известно, против.

Это ведь так по-мужски ≈ послать канонерку. А то еще и пострелять ≈ очень успокаивает. Детишки, те самые, что радовались и прыгали, узнав про порушенные соседские небоскребы (классно дядьку достали!), будут под залпами размазывать сопли, мечтая подорвать не только чертову канонерку, но и сам Пентагон (на этот раз целиком), и Белый дом, и Эмпайр Стэйт Билдинг. Вряд ли кто из них, когда (если доведется) вырастет, возьмется внятно объяснить дядьке, что борьба с терроризмом ≈ это не око за око и не публичное выволакивание за ухо подозреваемых с их последующим пусканием в расход на глазах честного народа. Воспитанные тривиальной дворово-коммунальной логикой, они и сами не поймут, что можно было бы на дядькином месте по праву сильного подумать не на один квартирный ход вперед, а на два. Например: не отвести ли, наконец, войска из залива, снять санкции с Ирака (санкции-то, оказывается, просто снимаются, стоило Пакистану с Индией взять под козырек ≈ и готово дело), намекнуть Израилю про поселения и про Иерусалим┘ Ах, что мы все о политике, кухонные разговоры! Чувствительному человеку хочется забиться в свою скорлупу. Он невольно пытается представить, что испытывали пассажиры ≈ те самые, что звонили по телефону и говорили про любовь. И не остались ли под развалинами люди ≈ в полостях, в воздушных мешках? А теперь ≈ не завалили бы их бульдозером, если уж им удалось избегнуть горящего керосина и падающих балок.

Начиная с определенного возраста, всякому приходится участвовать в ритуалах похорон родственников, знакомых, а то и малознакомых людей. Не могу не поделиться: каждый раз в тексте панихиды, среди прочих проникновенностей и берущих за душу деталей, выбивается последней прямотой строчка про прощение прегрешений ╚вольных и невольных╩. С прегрешениями, совершенными в здравом уме и трезвой памяти, все понятно; а вот как быть с ╚невольными╩? Как они там ≈ за нечаянно бьют отчаянно?

Прегрешения пострадавших, вольные и невольные, не имеют к делу решительно никакого отношения. Эти люди оказались в этом месте в это время случайно и расплачивались за чужие грехи ≈ кто-то нагадил, а ты теперь расхлебывай. Т. Уайлдер в романе ╚Мост короля Людовика Святого╩ пробует разобраться, не шли ли герои всю свою предыдущую жизнь к тому, чтобы ухнуть в пропасть вместе с разрушившимся мостом, ≈ и выясняет: шли. Но здесь другое: попавшие под обломки ВТЦ и те, кто обязательно попадет под отмстительные бомбы, уж точно ни при чем. Терроризм ≈ издевательство над невиновными. Пассажиры просто летели, секретарши и их боссы просто работали. Это не они вводили санкции, поставляли оружие, и не они торговали афганским героином, а на вырученные деньги закладывали бомбы в дискотеки и посольства.

Прегрешения же геополитически разбушевавшихся соседей налицо ≈ тем паче что стороны горазды пропагандировать этот скандал в качестве ╚конфликта цивилизаций╩, против которого никакой товарищеский суд или комиссия содействия не помогут. Чем больше фанатичного энтузиазма и придурковатой оголтелости, тем меньше шансов ╚гражданским лицам╩ избежать кровопускания. Пока с обеих сторон тверда уверенность в том, что ╚они╩ первые начали, а ╚мы╩ только отвечаем, остается одна-единственная перспектива: взаимные кровопускания становятся частью повседневности, детишки у телеэкранов научаются ликовать по поводу побед ╚наших╩, а решение проблемы отодвигается еще на поколение.

Илья УТЕХИН

Хостинг от uCoz